=36= имеющие свои издательства, свою печать, фактически зависящие от них театры, исполнительские организации и учебные заведения.
ОСОКОРЕ[15] для Арановского[16] думается, что нравственная посылка искусства играла здесь большую, может быть решающую роль. Сохор не любил "объективизма" в искусстве, да и не знаю, есть ли такое крупное искусство. Может быть Глазунов? А.[рнольд] Н.[ау-мович] также не любил натурализма, поэтизации низменного, не подвергая, впрочем, сомнению саму по себе талантливость художников подобного направления. Далеко не все произведения Ш.[остаковича] Сохор ценил, а о целом ряде его сочинений, особенно последних, отзывался весьма критически.
+ + +
Демагоги и лгуны, закричав громко против вранья и объявив себя глашатаями правды, они принесли с собою новый тип "вечноживущей" лжи, взамен "старой", которая к тому времени уже явно себя исчерпала. Это - убийцы Моцарта. Это убийцы Правды и всего Живого. Светлый холод Осеннего неба Столысо раз растворялся в крови Не оставив в ней места для гнева Лишь для горечи и для Любви.
Эти слова не только близки мне, они - мои, как бы я сам сказал их из глубины души. Высоко чту Вас как поэта.
4 августа 1981 года [в газете] "Сов.[етская] Россия" была напечатана Ваша подборка.
Наша несчастная музыка - полна этим, быть может, в ней это утвердилось еще более.[17]
ВАЖНОЕ!
Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое.