=25=
+

  Опера "Воццек" явилась своего рода открытием нового стиля - "Экспрессионизма". Этот стиль возник не на пустом месте, не из подражания, а как естественное продолжение предшествующих тенденций в искусстве Австро-Венгрии, а, вернее сказать, в определенной части Венской музыкальной школы. Он явился продолжением Вагнеровского оперного стиля, музыкальной драмы, где центр действия перемешен со сцены в оркестр, но органически связан с действием.

  Иллюстративно-музыкальные тенденции Вагнера, при которых музыка многое изображала, а не только выражала (чему способствовал эпический характер действия, обилие рассказов), музыка "изображений", а не непосредственно "переживаний", у Берга обретают большое значение. "Переживенческие" эпизоды действия носят экстатический характер, например: Смерть Изольды, многое в "Парсифале", "Лоэнгрине" и т.д. Их не так много, но они очень сильны.

  Все это освоено и претворено Бергом. Эта опера и явилась высшей точкой "экспрессионизма". Дальше этого пошло лишь повторение, смакование зла, смакование низменного, грязного, грязно-сладострастного, вонючего, пьяного, оборванного и т.д. У нас это обрело свою жизнь в опере "Нос" - карикатуре на столичную Россию, "Леди Макбет" - карикатуре на провинциальную, мещанско-народную Россию и т.д.

  А в наше время получило новое продолжение, уже окончательно мало интересное, попало в балет и утонуло в эпигонстве.

  + + +

  Грандиозные, пышные оркестровые звучности Берга как нельзя лучше более соответствуют стилю музыки, характеру действия, городу, душной его атмосфере, улице, по которой ходят солдаты
<<<назад<<< * переход на стр. 1-52 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *