=14=
непростого, все органично, все усвоено душою, все пережито, все от себя. В то время, как у человека недостаточно образованного изысканное слово выглядит заплаткой на сером фоне собственного небогатого словаря.

  Заметка для Курского сборника

  Часто я вспоминаю свою Родину - Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края - особенно. До пятидесятых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость - слушать их. Один из музыкальных ладов, на котором построена моя кантата "Курские песни", говорит о глубокой древности своего происхождения. Этому ладу, я думаю, сотни лет. Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку. Будет жаль, если она совсем исчезнет.
21/ХI-81 года

  О Рахманинове
"ВСЕНОЩНАЯ"
В самом деле, демоническое "богоборчество" Скрябинского "Прометея", парижское "язычество" Стравинского с его культом человеческих жертвоприношений ("Весна Священная"), балетное дикарство ("Скифская сюита") Прокофьева - все это было ново, ярко, красочно, пикантно, так будоражило сознанием "избранности", щекотало нервы проповедью абсолютной свободы человеческой личности: свободы от социальных обязанностей, свободы от религии, от долга, свободы от совести...

  Всему этому буйству оркестровых красок, звуковой фантазии, разрушению гармонии и лада, пряности балетных пантомим, отказу от "нудной" христианской морали, Рахманинов противопоставил свою "Всенощную", написанную
<<<назад<<< * переход на стр. 1-52 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *