=5=
суда.
   Для людей, отошедших от Церкви, само слово апокалипсис — синоним чего-то страшного. Но это слово означает «Откровение». Это радостная книга. Людям, сохранившим верность Богу в грядущие времена уныния народов, Господь говорит: «Восклоните головы».
   Таков дух произведения Рахманинова. Ни тени в нем расслабленности, уныния, ужаса. Оно сурово, собранно, подтянуто и горит вдохновенной отвагой, источник которой есть вера.
   Сам композитор был человеком мужественным — несмотря на то, что порой унывал, сомневался в своих силах (ведь и святые — не те, кто никогда не падает, но кто, упав, встает и борется с грехом до крови и увенчивается Богом). И вот свидетельство его мужества: вряд ли найдется еще один композитор или писатель на земле, на которого  так яростно ополчился бы весь мир, притом не за формальную холодную новизну, ставшую всех терроризирующей модой, а за верность традиции вечной жизни. И ведь кто уничижал творчество гения? Не мелкие газетные шавки, а популярные тогда, известные критики. Почему? Ответ дает православный композитор Свиридов. Первые десятилетия ХХ века в искусстве были временем музыкального демонизма разного рода (язычество, скифство, варваризмы, балаган, сарказмы, злой гротеск). Православные же корни музыки Рахманинова угадывались  и вызывали злобу.
   А после революции на творчество Рахманинова навесили ярлык: «фашизм в поповской рясе».
   Где ныне злые критики? Они мертвы, забыты, а музыка Рахманинова, вечно живая и вдохновенно сильная, победно воцарилась на концертных эстрадах мира. Рахманинов, смиренно сомневаясь в своих собственных силах,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-6 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *