=4=
человечества от веры, молитвы и всех духовно-нравственных оснований жизни. Творчество Рахманинова — голос совести для мира.
   Произведения, завершающие творческий путь великих композиторов, часто несут в себе особое символическое значение. «Симфонические танцы» Рахманинова освещены отблеском эсхатологии (учения об окончании истории). Это произведение невозможно правильно воспринять без знания Апокалипсиса, завершающей книги Библии. В начале третьего тысячелетия земля вздрогнула, почувствовав близость осуществления последних пророчеств Библии. «И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание…». Дым же от мучения принявших печати будет восходить во веки веков… (Откровение 13, 16-17; 14,11).
   В произведении три части. В начале первой музыковед В.Грачев слышит четырехкратный трубный глас и топот апокалипсических всадников. Вальсовое движение второй части — словно боль и возвышенный плач о человечестве, отвергнувшем небесную любовь. Ключ к третьей части — интонации средневековой латинской мелодии Dies irae («День гнева»), которую часто цитировали композиторы прошлого. Здесь ее появление истолковано в точном апокалипсическом смысле. Господь пришел на землю ради спасения людей. Время истории — время испытания свободной человеческой воли, — по изъяснению Самого Господа, есть время одновременного созревания пшеницы и плевелов для последней жатвы. Второе пришествие Господа — для суда.
  
<<<назад<<< * переход на стр. 1-6 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *