=2=
красоте, сам Глинка? И кому скажет? Не всякому человеку ведь можно доверить святую тайну, а только человеку Божию.
   Сподобился Глинка дружить с ним, отцом Церкви XIX века, свт. Игнатием (Брянчаниновым). По просьбе композитора святитель зафиксировал главные моменты их продолжительных бесед в статье "Христианский пастырь и христианин-художник". Художник начинает беседу с глубоких признаний: "Душа моя с детства объята любовью к изящному. Я чувствовал, как она воспевала какую-то дивную песнь кому-то великому, чему-то высокому, воспевала неопределительно для меня самого... Это высокое, пред которым благоговело мое сердце, кого оно воспевало, еще вдали от меня. Сердце мое продолжает видеть его как бы за прозрачным облаком или прозрачною завесою, продолжает таинственно, таинственно для самого меня, воспевать его: я начинаю понимать, что только тогда удовлетворится мое сердце, когда его предметом соделается Бог"1
   Русский XIX век, чудо истории, эпоха гениев… Откуда они берутся?
   Главное в гении – провидческая сила. Гениев производит величие задач.
   “Мировой гений” есть всегда и прежде всего — “национальный гений”, и всякая попытка создать нечто великое из денационализированной или “интернациональной” души дает в лучшем случае только мнимую, “экранную” “знаменитость”. Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален: и он знает это сам о себе. <...> Грядущая Россия будет национальной Россией”2.
   “Жизнь народного духа, слагающая самую сущность родины, находит себе в творчестве гения сосредоточенное и зрелое выражение. Он говорит от себя, но не за себя
<<<назад<<< * переход на стр. 1-17 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *