=11=
воспевают ангелы не самодостаточными и самодовольными оперными голосами, но “бесплотными гласы”. Но дабы мы не подумали, будто бесплотные гласы подобны колеблющимся призрачным теням в гомеровском аиде, тут же добавлено: “и языки огненными”. Языки чистого святого пламени божественной любви. Пламенеющим ангелам передаем мы наши немощные моления...
   Сравним гениальный хор Глинки с религиозным же по духу бетховенским шедевром, Девятой симфонией.
   Представимо ли “Славься” Глинки на месте ее финала? Немыслимо это! — хотя много формально-общих моментов в их мелодиях. Откуда бы взяться в симфонии такой самозабвенности в ликующем восторге?! Нет никаких предпосылок к ней в развитии симфонии, ибо не от мощи она, способность самозабвения, а от любви Божией, из нее рождается. А любовь Божия — от неискаженной веры. Оттого вместо маршевой скандированности звуков и размеренности вопросо-ответной структуры — радостно рвущийся ввысь бесконечный перезвон терции и второй ступени лада. В музыке Глинки сказалась, выпелась вся святая культура России — именно здесь источник силы его творений, столь изумившей Чайковского.
   Слышит ли ликующий свет индивид? Не имея в себе соборного начала, он измышляет чудовищно искаженные интерпретации. Вот пример из недавно защищенной докторской диссертации (речь идет о финале “Ивана Сусанина”, в котором доктор слышит “парадность, торжественный блеск”): “Безысходное личное страдание накрепко “прибито” к единому телу государственности гвоздями народной победы... Власть для торжествующего победу народа “своя”. Для обеспечивших же эту победу
<<<назад<<< * переход на стр. 1-17 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *