=10=
свободных, крылатых, ибо славят не себя, а действие силы Божией: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей”, как воспевает и Псалом (Пс. 113:9).
   Испытавшие знают, с какой непредставимой духовной крепостью и мощью звучат церковные гимны в жизни, когда — в ответственной ситуации — поются они в знаменование силы Божией. Оперный финал Глинки являет собой музыкально-сценическое воплощение такой ситуации. Специальный строгий трехдневный пост вывел страну из, казалось бы, безнадежного кризиса Смутного времени. В ответ на покаяние народа Божье всемогущество дало народу восторг единения и гаранта единства, Царя. Дивный мир установился на недавно мятущейся земле. Состояние благодарственной радости, охватившей страну, с грандиозной силой и выражено в музыке Глинки.
  «Славься, славься, наш Русский Царь!

  Господом данный нам Царь-Государь!

  Да будет бессмертен Твой Царский род!

  Да им благоденствует русский народ!»10

  
   Истоки интонационности “Славься” — в знаменном распеве. Ликующий праздничный перезвон II и III ступеней мажорного лада “Славься” мы находим в пятом гласе. Пятый глас обычно разучивается в семинариях на песнопение “Благословен еси, Господи”. В неделю вечера, т.е. на понедельник (день небесных бесплотных сил) Стихира бесплотным 5 гласа содержит такие слова: “Таинницы Богоначалия честные, Трисветлого и Единосущного Божества, иже песнь непрестанно бесплотными гласы и языки огненными приносяще, наша моления и молитвы принесите...”. В немногих словах — святая интонационная теория ангелогласного пения. Бога воспевают
<<<назад<<< * переход на стр. 1-17 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *