=9=
сдержанность в выражении чувств, полное укрощение эгоистических агрессивных порывов, а вместо того — обходительность, предупредительность, то есть упреждающая забота о желаниях собеседника. Жесты полны уступчивости, подчеркнутого внимания. Речь учтива, размеренна, спокойна. В музыкальной речи господствуют женские окончания, часто сопровождаемые задержаниями, в кадансах — тройными. Часто такая амфибрахическая фигурка излагается в ритмическом уменьшении, например, восьмыми, что сообшает ей оттенок особо изысканного жеста...
   Но такого обыденного смысла мало для ключевого слова-интонации эпохи. Оно незримо полнится предчувствие великого смысла и возбуждает дух великой мирочувственной надеждой. Чаемая полнота бытия распирает слово. Понять его, — понять-почувствовать эпоху, то есть увидеть в них лучшее — значит освободить это лучшее из плена искажений поверхностного, феноменологического ума, постоянно погрязающего в видимом и суетном.
   Такое внутреннее преображение грациозности мы видим в музыке Моцарта. Он сумел наполнить интонации галантной эпохи неземной красотой, окрыляющей и сердца слушателей. Произрастая из земли современности, его шедевры кроной касаются неба, принимая в себя отсвет вечности. Грациозные интонации окружены и дополняющими моментами трагизма, высокой серьезности, но нас будет интересовать самое поразительное в его музыке — внутреннее преображен ие галантности: в отличие от внешней дополнительности преображение есть исцеление предмета его же собственной полнотой.
   Как же совершается это таинственное просияние невидимого в видимом, нездешнего
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *