=7=
истории — не внешних обстоятельств жизни, но состояний самого субъекта истории. Но ход времени погружен в вечность, и этимология культуры проясняет основоположения бытия.
   Рассмотрим теперь эти две ипостаси этимологии культуры — откровение смысла и запечатление состояний духа народов на конкретном примере.
  
   Что такое грациозность музыки?
   Не вся эпоха Просвещения мыслила вольтерьянски. Слово "консерватор" (хранитель) вплоть до второй поле XIX века отнюдь не содержало в себе порицающего оттенка. Если бы непрестанно не пробуждались к жизни силы, нящие в себе высоту мироощущения, история быстро подошла бы к своему концу.
   И в каждом ключевом слове-интонации культуры есть эта разнонаправленность устремлений. Бывает еще и так, что на какое-то время, скажем на тысячелетие, высота понятия забывается, уходит из поля внимания культуры, но затем оно, преображенное неведомой силой, вновь обретает способность согревать и возвышать сердца людей.
   Попробуем увидеть это преображение с помощью духовно-этимологического анализа. Предметом рассмотрения пусть будет идея грациозности, выраженная в слове и интонации.
   XVIII век упоен ею. Хогарт в середине века советует людям, стремящимся к галантности, ежедневно упражнять руки, голову и тело в совершенствовании изящных движений. Но даже еще и Гёте в 1803 году, в "Советах для актеров» описывает в мельчайших подробностях элегантные условные театральные жесты. Сцены галантного общения – практически единственная тема книжных иллюстраций! Изящное и в философских рассуждениях начинает претендовать на роль важнейшей эстетической
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *