=6=
предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа ... Вообще везде в мире мы видим царство мысли... Размышляй чаще: чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела, постоянно поддерживает его в бытии и отправлениях? Кто предписал законы твоей мысли, и она доселе следует им у всех людей?"3
   Если настоящая мысль есть как бы песнь, звучащая в сердце, то музыкальная интонация обнаруживает себя в качестве важной ее стороны. Не будь множественности языков культуры и прежде всего музыки, сколь затрудненным было бы духовное общение! Случайно ли все языки человечества изначально были тональными и имели не силовое, а долготное ударение? Мысль пелась, душа древнего человечества живо ощущала связь с Богом. И сейчас церковное общение не напрасно наполовину состоит из пения. Лучшие богословы, по мнению Церкви, это ангелы, непрестанно песнесловящие Бога. Музыка готовит сердце к восприятию истины (либо развращает его, настраивая на приятие лжи).
   Таким образом, заняться этимологией мысли — значит увидеть ее в единстве разных языков культуры. Сколь полно соответствуют устремлению "фотисмос" критерии красоты звучания мелодий святого ангелогласного пения в творениях Святых Отцов! И сколь естественна параллель идеологии Просвещения в фанфарных упруго-горделивых маршевых ритмах "Марсельезы"!
   Так понимаемая этимология становится стенограммой изменения духовных состояний человечества на разных этапах его истории и одновременно — откровением духовных законов. Этимология культуры может сделать себя средством фиксации самого сокровенного в истории
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *