=5=
смысла, но лишь его оскудение. Тот умный животворящий свет был полон милосердия, блаженства и любви, рождал душу в вечность, в Царство Небесное. А что такое "свет" рационалистический, иссушенный желанием язвить и охуждать творение? Не оксюморон ли это, наподобие "твердой жидкости"? Пустота безверия и скепсиса — как может источать свет?
   А какие плоды готовил "свет" скептицизма? Откуда в истории смерч нигилизма и аморализма? Совпадение ли или следствие, что эпоха Просвещения завершается на Западе неистовством гильотины, передавая эстафету России, где начинает готовиться новый этап в разрастании "тайны беззакония"?
   Итак, если понятие "Просвещение" производится из "фотисмос" чисто отрицательным путем — вычеркиванием из него самых существенных свойств, начиная со смысла мироздания, то их онтологические позиции уже не эквивалентны, а подобны отношениям гнили и груши: груша без гнили возможна, а грушевая гниль без груши — нет.
   Но от иссушенной рационализмом мысли нам нужно вновь взойти к мысли подлинной, которая понимается, лишь будучи с достоверностью прожита сердцем.
   Слово "думать" — в этимологических истоках однокоренное с "дышать". Здесь откровение онтологии: настоящая мысль дышит истиной, вдыхает бытие и его логосную организацию без искажений, увенчиваясь миром в сердце. Живое и ясное ощущение онтологизма мышления замечательно выразилось в словах праведного Иоанна Кронштадтского: "Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *