=4=
колеблется" (преподобный Иоанн Лествичник). Более двух тысяч лет назад китайский философ Мо Цзы поставил задачу "исправления имен", возвращения их к истинному высокому смыслу. Что же сказать о языке последних времен?
   С еще большей наглядностью взлеты и падения духа обнаруживаются на значительных временных отрезках в истории различных языков, в частности, в процессах семантического калькирования. Чтобы увидеть масштаб падений духа, можно сравнить термины нового времени: "Просвещение", enlightenment с греческим photismos. Просвещение-фотисмос как вторую ступень на пути к Богу опытом познали и с достоверностью описали греческие Отцы Церкви. Просвещению предшествует стадия катарсиса, очищения от грехов, ибо пред душою преступною, гордящеюся, непокаявшеюся плотно затворены двери Царства Небесного, и ничего не может понять она.
   В сравнении с этими высотами духа усвоенный Вольтером для обозначения эпохи термин "Просвещение" несет в себе печать страшной деградации. Чтобы показать это, нужно вспомнить кое-что из области логики. Симметричны или асимметричны отношения "фотисмос" и "Просвещение"? Самым ярким проявлением асимметричных отношений являются, как известно, выражения типа "выше, чем", "онтологичнсе, чем"... Даже и физика говорит нам о том, что тьма есть отсутствие света. И возможна ли плесень без хлеба или ржавчина без железа? Всякое разрушение возможно, если есть что разрушать, то есть если имеется некоторый исходный порядок.
   А теперь посмотрим: есть ли что в философии Просвещения такое, чего бы не содержалось в полноте в фотисмос Святых Отцов? Нет, никак не обнаружим приращения смысла,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *