=28=
замечательно выразила христианская интонация культуры. Описание даров и проявлений Святого Духа в Новом Завете и святоотеческом богословии дает ключ к анализу этой новой интонации.
   Существует и противоположная ситуации, когда духовное содержание культуры и искусства бесконечно превышает возможности придуманных терминов. Вот уже несколько столетий старательно и безуспешно пытаются втиснуть произведения искусства в языческую триаду лирики—эпоса—драмы, забыв, о том, что сама-то классификация родилась вовсе не из глубин онтологии, отнюдь не из сути искусства, не из таинственности красоты: за точку отсчета принято событие в мире видимом, эксцесс, о котором можно рассказать (эпос), представить в лицах (драма) и отобразить в переживании (лирика). Потому за рамками триады остается средневековое искусство и все самое сокровенное и возвышенное в искусстве Нового времени.
   Понятие "культура" относится к подобным же неологизмам, авторским словам в истории. Вместе с термином "культ" его произвел от слова cultura (возделывание) Цицерон. Культура — возделывание ума, культ — попечение о богах. Человеческое рукотворящее начало запечатлелось в нем. Уловив родственный дух, с восторгом и упоением подхватила его наша эпоха неоязычества и не устает возносить ему хвалу. Дух самодостаточности и своеволия легко выявляется в сравнении с другими понятиями древних языков. Библейская тора — закон Божий. Дхаммапада — путь добродетели, где "пада" — путь, "дхамма" — добродетель от "дхср" — поддерживать, подобно тому, как древнееврейские "эмет" (истина), "амен" (воистину, аминь) — от "аман" (подпер, поддержал). Человек
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *