=26=
потерявшего рай всечеловека Адама (не просто так ведь все без исключения народы на земле сохраняют память о золотом веке). Замечательно, что подобным образом действует и прекрасная благочестивая светская музыка: в ней сладость нежности, но и нечто волнующее, словно запахи детства (ностальгический оттенок красоты естественным образом отсутствует в музыке молитвы, ибо она как раз и старается ввести, нас, малочувствительных, в это царство чистоты не как в воспоминание, но как в живую реальность вечного в сиюминутном, сейчас и здесь, не в прошлом, но в настоящем времени).
   Итак, не механическим и вещным, но живым и онтологичным ранее было понятие простоты. Не ради обозначения материальной несложности образовал русский язык понятия простоты, прощания, прощения, но для удержания в мысли и сердце правильного мирочувствия. Райская простота неотрывна от любви, веры и доверия и несовместима с неверием, маловерием, горделивостью, своенравием, нетерпением и прочей душевной смутой.
   Восчувствовавши так критерий простоты, что сквозь него увидим в искусстве и музыке? Ясно, что Снегурочка, очевидно, проще "Млады", классицизм проще романтизма. В исключительной дружелюбности интонаций Моцарта узнаем отблеск райской простоты, равно как и в редких шедеврах архитектурного рококо, например, в совершеннейшей гармонии Китайского дворца г. Ломоносова (Ораниенбаума) есть это предчувствие рая, несколько, впрочем, мечтательное. Но прост ли минимализм? Просты ли опыты примитивного искусства в живописи? Картины Леже? Это нужно еще посмотреть, где как. Убедиться, нет ли в них некой онтологической угрюмости, иссушения
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *