=2=
осознается как учение об и с- т и н е с л о в а: etymon — "истина", от esti — "(он) есть". Возвышенная параллель с именем Бога, открывшимся Моисею (Ягве, Сущий, Тот, Кто есть), отнюдь не случайность.2 Впоследствии греческие Отцы Церкви подробно разовьют учение о малых логосах бытия, о частных проявлениях единой Истины, Божественного Логоса. А современная этимология, охватывая в своем поле зрения огромное множество языков, позволяет каждому слову, рассмотренному в зеркале родственных слов, обнаружить его предельную глубину.
   Возьмем, к примеру, немецкое слово Freiheit ("свобода"). Восходя к языковым истокам, оно одновременно открывает нам нечто в высшей степени важное из сферы самой онтологии. Фрайей называли древние германцы богиню любви, ей посвятили пятницу, Freitag, подобно тому, как днем Афродиты была пятница для греков, венериным днем для римлян, для христиан же станет днем высшего проявления Божественной жертвенной любви. Индоевропейский корень мощно проявился во множестве языков, в русском языке — в словах приязнь, приятель. Мысль, заключенная в этом этимологическом родстве, бездонно глубока, ибо любовь действительно является последним, абсолютным основанием позитивной свободы: где любовь, там простота, доверие, нет "моего" и "твоего": сердцам, сродненным любовью к Богу, открывается высший смысл в каждой вещи; и не доказательствами или упреками обмениваются они, а радостными озарениями; умный свет истины заливает пространство мысли... И где же бесплодные лабиринты умствований, где стены, разделявшие науки, и перегородки между искусствами? Они растаяли, их нет! И великий простор истины открывается душе,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *