=19=
штриховых обозначений, вникнем в смысл композиционных терминов Нового времени "экс-позиция" — "из-ложение" и постараемся ощутить холодок в самом этом способе отстраненного пред-ставления материала вместо прямого соборного обращения к Богу в средневековой музыке молитвы (мыслима ли экспозиция в стихире?!). Все это — толчки и поводы к углубленным анализам музыки и культуры.
   Много интересного о себе и своем времени рассказывают названия жанров (богатый материал собран музыковедом Т.Черновой в подготовляемой ею монографии о жанрах). Кстати, этимон и самого слова "жанр" открывает нечто существенное в его природе: слово это родственно латинскому genus.— род, русскому слову "жена" в изначальном значении "рождающая" — и действительно, жанр обладает этой способностью рождать в своем лоне неограниченное число произведений, несущих в себе родительский ген, память рода.
   И чем обобщеннее термин и ближе глубине музыки, тем богаче плоды от вхождения в его этимологию. Таков, например, термин развитие, относимый и к произведению, и к истории.
   Русское слово считается калькой немецкого Entwicklung, далее, французского developpement, латинского evolutio. Но если что-то развивается, развертывается, то, значит, должно существовать и нечто прежде свернутое. Странным образом латинская линия в осмыслении термина прошла мимо этой диалектики, забыв древнюю мудрость. Просветленная мысль Дионисия Ареопагита раскрыла ее в категориях "анаптиксис" и "синеликсис". Самого Дионисия предваряла мудрость языка. "Апа-" "вос-", движение воспаряющее, восторгающее (так нужно чувствовать этот префикс и в нашем излюбленном музыковедческом
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *