=18=
систематической долговременной проработке задачи по частям. Нужно только не забывать о подсобном характере таких занятий, удерживая в сознании высшую цель — приведение нашего понимания в соответствие с логосной организацией сущего и видение картины истории как школы жизни, в которой народы то мятутся, замышляя тщетное, и, роняя духовную высоту, получают по делам своим, то высшей силой вытаскиваются из трясины при их покаянии.
   Первый из возможных способов группировки заданий науки — исторический, по эпохам, начиная от современной до древнейших, что откроет возможность сравнения. Тогда с ясностью увидим видимое ныне немногими: болезнь, поразившую все слова и интонации современности, которую Флоренский определил как нарушение онтологизма мирочувствия и впадение в психологический иллюзионизм — состояние, в котором господствует абсолютный произвол мысли и хотений и совершенно уже заслонены им и потому полностью отрицаются духовные законы бытия.
   Второй способ — теоретический. Простейшей задачей здесь могло бы стать обследование музыкальных терминов, относящихся к звуковой организации — к ее высотной стороне, к штрихам и приемам артикуляции, к ее временной стороне, ритму, синтаксису, композиции. Например, исполнительское указание espressivo, как показал в одном из выступлений немецкий музыковед, профессор Г.Данузер, несло в себе в XVIII веке вовсе не тот смысл, которое мы автоматически вмысливаем в него, опираясь на опыт романтизма: он означал детальную нюансировку в исполнении. Вспомним также о пропасти в мироощущении "скачков" и "духов", задумаемся о сенсуалистической окрашенности
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *