=16=
интонации галантной музыки радуют ухо. Нельзя сказать, что за внешней этикетностью выражения прячется холод равнодушия. Нет, музыка не опускается до лицемерия голой формы, и аналогию хогартовской сатире в музыке подобрать трудно (разве только прерванный оборот в VI ступень, появляющийся в "Классике» из "Райка" Мусоргского на словах "я скромен", своим стилизованным обликом призван подчеркнуть идею неискренности?). Галантные интонации обычно пронизаны искренней симпатией и согреты отзывчивостью доброго сердца. Но как далеко еще до сияния небесной любви!
   В том же, что делает Моцарт, можно видеть не только возвращение к высоким духовным смыслам грациозности, но актуализацию исторически наработанных приемов выражения. Многое было забыто в Новое время. Сенсуализм, то есть подмена умного видения физическим зрением, сказался и на звукоощущении. Духовные сокровища тона, духовный тонус звукоощущения стали заслоняться материально-телесной красотой звучания. Музыкальная терминология тут же запечатлела в себе это новое пристрастие к внешне предметному. Так, языки Нового времени обозначили широкие движения мелодии понятием "скачка" (нем. Sprung; англ. leap, skip; фр. saut; исп. salto). Византийская теория называла их "духами", ибо духовные токи проходили через звуки мелодии и возносили ее на большие интервалы. Какая пропасть в звукоощущении! Но мелодии в рассмотренных образцах Моцарта тоже не скачут — их тоже подъемлют токи духовного упования, правда, с оттенком уже новоевропейской душевности и некоторой сладостной мечтательности. И все иные приемы духовного преображения грациозности мы можем увидеть
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *