=14=
столь же неожиданно возвращаемся в благополучный и элегантный F-dur.
   Пример 2
  
  
   При всей глубине контраста тема отличается поразительной цельностью, а объединяющий ее интонационный комплекс при внимательном рассмотрении обнаруживает ту же духовно-преображенную галантность. Яркий знак галантности — хроматические задержания в окончаниях фраз. Первая фраза словно бы насажена на хроматический ход f-fis-g. Узкообъемный стержень —как выражение галантно-прецизионной сосредоточенности жеста — сочетается с удивительной пространственностью широких воспарений мелодии, наполняющих ее духом просветленной возвышенности и неземной легкости. Сокровенная двуплановость проносит себя через всю тему: вся она скрепляется скрытой гаммой
   Пример 2а - схема
  
   — изысканно-хроматической на подъеме и диатонически-строгой при нисхождении. Контраст узкообъемности и широты нарастает: если в первой фразе воспаряющие ходы мелодии достигают сексты, то при подходе к мистически-завороженной кульминации со словно выключенным земным временем (педаль валторн, гармония на органном пункте!) скачки мелодии составляют уже дециму через октаву.
   Вернемся к понятиям gratia — charis. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл передают греческое слово как "благодать" — сокровеннейший с тех пор термин славянского и русского православия. Благодать как спасающая сила для праведной жизни человека в Духе Святом обитает в реальности и не воспроизводима в автономном искусстве. Музыка Моцарта, напоенная целительной для души человека полифоничностью миросозерцания, приуготовляет сердца слушателей к высшему,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *