=13=
характеристичности и галантной этикетности речи. Но контекст выявляет в наивной теме нечто возвышенное. Неожиданная мажорная субдоминанта после доминантового предыкта к минорной тонике в начале темы — как катарсис и просияние души. С высоты хорала льются лучи света, озаряя всю тему и утверждая в ней состояние собранности и духовной приподнятости.
   Синтез менуэта с хоралом типичен для медленных частей Моцарта. В иных случаях галантно-менуэтные, почтительные женские реверансы вовлекаются в атмосферу праздничной полетности духа, и преображающим началом становится юбиляционность. Пример — варьированное повторение периода главной партии Allegro сонаты D-dur (К 576).
   Преображение синтаксиса. В медленной части фортепианного концерта C-dur нездешнее, таинственное, мистическое начало внезапно обнаруживается в галантно-размеренном развертывании речи — словно в тихости сердечного внимания вдруг отверзлось духовное око.
   Контраст двух планов бытия, здешнего и потустороннего, подтвержден всеми средствами: гомофонии противопоставлена полифония, стилю углубленной осерьезненной галантности — стиль преображенного мистической затаенностью барокко, после аккордов обычных следуют гармонии неслыханные, небывалые (вроде начального унденцимаккорда), образованные задержаниями, плетением полифонических линий на органном пункте. Сближены несовместимые поэтики: если вначале перед нами речь персонажно овнешненного лирически галантного героя, то затем — интегрирующим началом становится умосозерцающее духовное "я". Из внешнего мы словно бы проваливаемся во внутреннее, в мысленное видение, а
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *