=12=
удивительным образом раздваивается: ее скрытая основа остается на месте, но от этого "тела" звука как бы отлетает его душа. Внимание сердца поглощено печалью, но надежда уносит душу ввысь, к великому покою небесной чистоты. Таковы и все звуки этой мелодии — все они стали нежнейшим светом, легкость сияния возносится к небесам, просветляя печаль.
   Вслед за звуками просветляются и интервалы. В безмерном пространстве великой мирочувственной надежды скачки мелодии становятся невесомыми, подобно парению пылинок в восходящем потоке света, да и сам новоевропейский термин "скачок" становится неуместным. Скорее нужно говорить о воспарении упования.
   Восходящим тяготением духа порождены многие мелодико-гармонические обороты. Например, типичные хроматические восходящие задержания, пронизанные эфирной легкостью. Или характерный несовершенный каданс с хроматическим ведением мелодии к мажорной терции тоники. Или прерванный оборот в VI ступень. В языке эпохи это выражение галантной предупредительности. Уверенное движение как бы свертывается на полпути, замирает, словно бы изъявляя уступчивость, мягкость и скромность. У Моцарта оборот, проецируясь не столько на социальное общение, сколько на духовную вертикаль, становится символом кроткого и миролюбивого духа.
   Еще один прием — преображение жанрового содержания, танцевальных истоков грациозности, менуэтности. По словам Х.Шубарта, менуэт есть "изящный, грациозный реверанс, написанный в размере на три четверти". В последней из тем побочной партии сонаты F-dur (К 332) менуэтная основа сообщает музыке черты персонажной характеристичности
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *