=11=
словарь" В.Краузе выделяет первым. Это — любовь. От нее нежность и духовная сладость красоты. Существительное сродно глаголу chairo — радоваться. Со времен Гомера это глагол приветствия и прощаний. В Евангелии от Луки с приветствием chaire к Деве Марии обращается ангел: "Радуйся, Благодатная"! (1:28). В контексте Евангелия оно дышит ангельскою чистотою, тихостью и неизреченной нежностью. Второе слово приветствия — Благодатная (kecharitomene), содержит в себе тот же корень. Поскольку любовь ответчива — вызывает отзвук в сердцах, отдается в них теплотой восхищения, то уже и словарь Гомера фиксирует и это третье значение слова — значение ответного теплого чувства: "благодарность".
   Музыка Моцарта стремится охватить поле смыслов грациозности. Она не расторгает связей с внешней привлекательностью, изяществом, галантной изысканностью манер. Но за внешней этикетностью выражения открывается способность внимать зовам небесной радости. Огнем нежного света согревается приветливость охлажденных (у других композиторов) галантных интонаций эпохи.
   Это и есть исцеление грациозности огнем ее же собственной глубины.
   Музыка Моцарта есть ожившая этимология грациозности. Преображение охватывает все уровни музыки и начинается со звукоощущения.
   Земной звук тяжел, для его подъема требуется усилие. Моцартовский звук двойствен: сквозь закон всемирного тяготения прорывается закон духовного устроения — притяжение к небесному. Примером может служить десятый такт Adagio фортепианного концерта A-dur.
  
   Пример
   Звук g, II низкая ступень, есть давний знак скорби. Печаль тянет душу вниз. Но что делает в этот момент
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *