В 1985 году И.А.Барсова1 высказала плодотворную идею этимологического анализа музыки (по аналогии с этимологией естественного языка) и предложила тонкие образцы такого анализа. Одновременно автору пришлось столкнуться с трудностью осуществления этой идеи в музыке.
Действительно, звуковая форма слова строго, однозначно фиксирована, и этой крепостью удерживается осознание смысла, задаваемого контекстом, но свертываемого в слове. Этимология укрепила свои устои, когда были открыты законы системных изменений в звуковой организации языков, позволяющие с высокой вероятностью предсказать звуковую форму слова в каждом языке в тот или иной период его истории.
Интонация устроена иначе. Ее звуковое тело многомерно, образовано всеми сторонами звучания в их совокупности, и малейшие изменения неградуальных ее параметров (тембр, громкость, резкость атаки, характеристики вибрато и др.) способны полностью изменить ее смысл.
Но есть возможность преодолеть это затруднение. За основу исследования можно взять не музыку, пытаясь изучать ее с помощью методов, заимствованных из лингвистики, но само историко-культурное единство слова и музыкальной интонации, шире, единство всех языков культуры. Онтологической предпосылкой такого подхода оказывается закон единства смысла и энергии, о чем мы говорили в статье "Таинственные энергии музыки" ("Музыкальная академия", 1992, № 3). Идее этимологического анализа культуры мы посвящаем настоящую статью.