=98= В «Руслане» хоров меньше, чем в «Жизни за царя». Но зато есть герой, который поет хором, к тому же мужским, что, если думать о литургической традиции, особенно показательно. Речь идет о Голове, с которой Руслан встречается на поле, усеянном «мертвыми костями», сразив которую он добывает волшебный меч – средство против жизнехранительной бороды Черномоpa, о голове, которая оказывается остатком от великана – брата карлика Черномора. И которая поет хором (недаром: великан), тогда как ее брат-карлик вовсе не поет. При этом аналог не поющего волшебника – царь – в первой опере представлен как раз хоровым маршем. То есть волшебные братья из «Руслана» (не поющий карлик и поющий хором великан) есть травестированно-раздвоенный царь. При этом Руслан, побеждающий обоих волшебных братьев, делается перевернутым аналогом Сусанина, отдающего «жизнь за царя»… В оперном наследии Глинки воспроизведен давний баланс молитвы и смеха 3 . «Руслан и Людмила» – своего рода аристократическое скоморошество; тогда как «Жизнь за царя» – государственно-историческая литургия. Так что и в 1842 году Глинка написал музыку сразу XVII и XXI веков. * * * Ни славянофилы, больше заботившиеся о мурмолках и народных песнях, чем о знаменном распеве и духовном концерте, ни просвещенные либеральные почвенники – члены «Могучей кучки» не поняли реконструктивной революции Глинки. Прообразы, к которым он обращался, были не в ходу: они казались не просто архивными, а архивно-маргинальными. Можно представить себе, насколько диким тогда показался бы (если бы композитор успел его осуществить) глинкинский замысел последних лет жизни: «повенчать»<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *