=4= «Поставить музыку на место» невозможно – просто потому, что, как пелось в старой песенке, «нет такого места». Так что «плохо разбираемся» мы в том, что хорошо разбирается в нас. Да еще и неотвязно нас сопровождает, не то как тень, не то как внутренний голос… * * * На деле музыка понятна, даже когда непонятна (как и наоборот). Исчерпывающего понимания вообще не бывает (и абсолютного непонимания тоже). Понимание сводится к желанию понять. Одно понимать желательно, другое не желательно: проблема самотождественности. Между прочим, разговоры вокруг понимания музыки начались только нa исходе эпохи Просвещения. Прежде не понимать музыку никому даже в голову не приходило. Зато теперь сочинения, например, Жоскена Депре (1440-1524) солидарно «не понимают» (с его младшим современником и таким же гением, живописцем Рафаэлем Санти, недоразумений почему-то нет). Может, как советовал М.М. Жванецкий, в консерватории что-нибудь поправить? * * * У музыки сложные отношения с историей. Музыка не вполне совпадает с окружающим ее настоящим временем 5 , потому что вполне совпадает с его смыслом 6 . «Музыкальная современность» – скорее омоним, чем синоним современности внемузыкальной. – Звучит похоже, но «не то, что вы думаете». А как раз то, что не продумывается. Приходится осторожно предполагать: история – тоже не совсем то, что думается современникам. Иногда музыка позволяет расслышать в режиме живого времени (а не реконструировать задним числом) «несовременную» тенденцию современности. 19/0-е годы – как раз такой момент. Момент не равновелик цифрам между календарными нулями.<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *