=33= инструментов работает с «окаменевшими» звучаниями – у скрипки всегда скрипичный тембр, между белыми и черными клавишами рояля – неизменные тоны и полутоны. «Историческое развитие музыкального материала и музыкального языка, – утверждал Кёниг, – направлено к отказу от этих окаменелостей <…> Техническим средством отказа являются электронные источники звука. В студии возможно достичь непрерывного звучания, не разлагаемого на атомы времени. Речь идет не о "звучаниях", но о "звучании", о единственном звуке, не имеющем стабильных определений – высотных, тембровых и т.п. Сочинять или монтировать такой звук невозможно. Его, по особой программе, способен продуцировать компьютер» 3 . От Вагнера к синтезатору: торжество отчуждения. Не об этом мечтал Адорно. Да и не вышло с компьютерами (до сих пор) ничего особо путного. А главное, сама жажда нестационарности оказалась весьма нестационарной. * * * В различных локальных приложениях выясняется, что мышление, ориентированное на историю-прогресс, то и дело – исподтишка, стыдливо или напоказ, беззастенчиво – изменяет себе. Прогресс как сигнал к погромам и террору со времени Великой французской революции превратился в историческую константу. Для политиков прогресс – стандартное средство манипуляции в борьбе за власть. Идея становления, высочайшим напряжением величайших умов инкрустированная в природно-общественное бытие, регулярно вырождается в агрессивную самопародию, которую в той же мере провоцирует, в какой и смягчает неподатливый к метафизическому модернизму иммунитет обывательства. Массовому сознанию ближе, пусть даже и раздражающе надоедливое,<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *