=212= рисунки, аккорды). В окаймляющих цикл зимах центральное созвучие – диссонантный аккорд, сложенный из вставленных друг в друга малых и больших терций. Хроматически темное сделано из консонантно светлого. Две симметричные разлуки ( второй и шестой номера цикла) разрежают аккорд: терции вынуты друг из друга, акустически просвечивают («белое» изображение пустоты, отсутствия, т.е. «черной» разлуки). Серединные смерть-плач-смерть держатся на созвучиях, составленных из секунд: темнее терции, но светлее, чем диссонанс из перемешанных терций. Темное как светлое переходит в светлое как темное, и обратно. При этом созвучие-модель последней части и светлее, и темнее аналога из первой части. В неподвижном движении цикла растет интенсивность ключевых смыслов. * * * Наследие Сидельникова – пробы альтернатив главным во второй половине XX века версиям «истинно современного», которые негативно определяются как усталость от массовидности и усталость от индивидуализма. Первая усталость давала силы Скрябину, Шенбергу, Булезу… Вторая – Сати, Орфу, Райли… Обе усталости боролись друг с другом, пока не пришли не то к конвергенции, не то к паритету. Парадокс Сидельникова в том, что его альтернативы современности тоже современны. И в них нет усталости. 1 . См.: Berio L. Musik und Dichtung – eine Erfahrung // Darmstдdter Beitrдge zur Neuen Musik, 1959, N 2. 2 . См.: Советская музыка. 1971. № 4. С. 10. 3 . В этом он тоже был первым. В 1990-х гг. форма симфонии уже массово осознается как неадекватная времени: «Если композитор говорит: сейчас я буду подходить к побочной партии – это гроб». Цит. высказывание композитора Юрия Каспарова (род.<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *