=21=
в идеологии и политической практике Нового времени обросло понятие истории, – обросло настолько, что его собственных контуров уже и не видно. Да и контуры упомянутых обрастаний в последнее время настораживают: в них заметны уплотнения, очаги с измененной генетикой. Возникают не слишком приятные аналогии с дисфункциональной конфигурацией злокачественной ткани
16
. В современной онкологии точечные генные воздействия по разным причинам большей частью неприменимы. Цитостатики же накрывают весь организм, тормозят рост всех клеток, в том числе и вполне здоровых. Иногда помогает. Вот и музыка поставангарда
17
обращена не столько к отдельным социальным
конвенциям, сколько к подразумевающей их генеральной конвенции Нового времени: социоцентризму.
* * *
Впервые со времен Бетховена высокая композиция не требует от миллионов обниматься, не зовет через тернии к звездам, не лезет с активистским футурологическим уставом в монастырь реальности, но и не эксплуатирует платежеспособный спрос настоящего. Ей достаточно своего устава, своего монастыря и спроса с самой себя.
Об агрессивно-обиженной самоизоляции, однако, речь никоим образом не идет. В монастырь всякий может прийти – как вольный слушатель или даже как послушник. Не обязательно и приходить. Значение монастырей не в прихожанах. И глухой скит отшельника сказывается на судьбах людей.
И вообще: есть ли у музыки слушатели, нет ли их, – в вольных и невольных послушниках она доселе недостатка не испытывала
18
.
1
. Филип (именно так писал он свое имя) Моисеевич Гершкович (1906-1989) учился в Вене у Альбана Берга и Антона
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *