=20= знаков вопроса, последнее сочинение» 14 . Это мало похоже на авангардистскую ажитацию вокруг культурных демиургов и предвосхищаемого будущего. * * * Между тем на музыкальном рынке ревизия авторства произошла уже давно. Деньги оказались авангарднее идей. В концертной индустрии общественное внимание сосредоточено на звездах-исполнителях. Такое уже случалось: например, в XVIII веке, когда в рецензиях на оперные премьеры обсуждались либреттисты и певцы, о композиторах же не вспоминали; их как будто не было (зачастую и вправду композиторов не было – были «составители», «подборщики» музыки) 15 . Концертная жизнь неплохо обходится без нового, если не считать таковым свежие исполнительские имена, появляющиеся благодаря дорогостоящей технологии «раскрутки». Рынок имен, промоция художественно-торговых марок есть экономическая версия вариаций на один звук, в роли которого выступает сегодняшнее общезначимое: известность, приносящая деньги. * * * Попса (не только популярная легкая музыка, но все, что сегодня втянуто в концертную индустрию) – вольноотпущенница истории. Как свойственно либеральным рабам (вспомним латынь: libero – отпускать на свободу, libertinus – вольноотпущенник), она третирует бывшего господина – предает историю решительно-бездумному забвению или унизительному использованию. Преодолевать историю – другая свобода. Конечно, не об отказе от истории и не о возвышении над историей идет речь. Это было бы очередной одиозной утопией. Речь идет о попытке выхода из некоторых социальных конвенций (например, связанных с самодостаточным развитием техники), которыми<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *