=18= годов, – представление об истории европейской музыки как о сплошном, непрерывном и необратимом процессе, в котором каждое последующее состояние подготовлено предыдущим. Оптика родом из XIX века. Она порождена апологией настоящего (воплощением которого поначалу был Бетховен), довольно быстро переросшей в апологию предвосхищаемого будущего. * * * Императив футурологичности – наследие XIX века. Выражение «музыка будущего» принадлежит Рихарду Вагнеру (I860); едва высказанное, оно было подхвачено Гектором Берлиозом и с тех пор надолго превратилось в «передовой» стереотип. А общекультурное представление об истории как о неуклон – ном продвижении к некоторым целевым идеалам (прежде всего – к «свободе» и «правде») фигурировало в качестве обязательного трюизма уже к 1840-м годам 9 и оставалось им и в 1910-е, и в 1970-е годы. Конечно, свобода и правда после 1917 года в разных углах мирового ринга трактовались непримиримо, но в одинаковом качестве целевой неизбежности. В конце 80-х цивилизованный консенсус был достигнут и по вопросу о содержании целевых исторических понятий. Но произошло это как раз тогда, когда в массовых умонастроениях возобладали упоение настоящим 10 , пренебрежение возможностью исторического деяния и личной ответственностью за ход событий 11 и, наконец, страх перед историческим активизмом, принявшим террористическое воплощение. Эпоха, начинавшаяся бумом вокруг отдаленных перспектив теории относительности, пришла к идеалу fast food – лапше быстрого приготовления (ее в качестве самого важного достижения столетия выделили японские телезрители, опрошенные в конце<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *