=18=
годов, – представление об истории европейской музыки как о сплошном, непрерывном и необратимом процессе, в котором каждое последующее состояние подготовлено предыдущим. Оптика родом из XIX века. Она порождена апологией настоящего (воплощением которого поначалу был Бетховен), довольно быстро переросшей в апологию предвосхищаемого будущего.
* * *
Императив футурологичности – наследие XIX века. Выражение «музыка будущего» принадлежит Рихарду Вагнеру (I860);
едва высказанное, оно было подхвачено Гектором Берлиозом и с тех пор надолго превратилось в «передовой» стереотип.
А общекультурное представление об истории как о неуклон – ном продвижении к некоторым целевым идеалам (прежде всего – к «свободе» и «правде») фигурировало в качестве обязательного трюизма уже к 1840-м годам
9
и оставалось им и в 1910-е, и в 1970-е годы. Конечно, свобода и правда после 1917 года в разных углах мирового ринга трактовались непримиримо, но в одинаковом качестве целевой неизбежности. В конце 80-х цивилизованный консенсус был достигнут и по вопросу о содержании целевых исторических понятий.
Но произошло это как раз тогда, когда в массовых умонастроениях возобладали упоение настоящим
10
, пренебрежение возможностью исторического деяния и личной ответственностью за ход событий
11
и, наконец, страх перед историческим активизмом, принявшим террористическое воплощение.
Эпоха, начинавшаяся бумом вокруг отдаленных перспектив теории относительности, пришла к идеалу fast food – лапше быстрого приготовления (ее в качестве самого важного достижения столетия выделили японские телезрители, опрошенные в конце
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *