=170= «более старого – менее старого – менее нового – более нового» образовали непрерывную линию исторического позиционирования идей, техник и школ композиции. Из-за инкорпорированного в музыкальный язык эха зала музыкальное минувшее столетие не смогло «остановиться» – завершиться в отведенный ему календарный срок. Оно продолжилось в следующем веке. Проекцией осуществившегося анахронизма являются глобальные исторические прямые, которые музыкознание чертит до сих пор. 1 . См.: Веберн А. Фон. Лекции о музыке. Письма. М., 1975. С. 45 2 . Штокхаузен: «Мелодия – исторически первый развитый параметр… Дифференциация ритма и точное измерение длительности развилась намного позже высот. А третья стадия в этом историческом развитии отмечена композицией динамики… Динамика была практически нейтральной, обладая, возможно, двумя уровнями. И мы знаем, что с мангеймскими композиторами связана крупнейшая революция… Затем – следующая революция, произошедшая в конце прошлого и начале этого столетия в области тембра…» Цит. по: Просняков М. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной музыке // Laudamus. К шестидесятилетию Юрия Николаевича Холопова. М, 1992. С. 95-96. Позднейшие вариации на тему: «В XIV веке проблему составляла большая терция, у Баха – малая терция, спустя большое количество времени у Дюка Эллингтона появляется терция, промежуточная между большой и малой <…> Семена будущего лежат в преодолении замкнутого 12-тонового пространства, в восхождении к пространству сонорики, в котором происходит стирание границы между высотой и тембром». Суждения Виктора Суслина<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *