=161=
голосе, который вступил позже двух других, первый мелодический сегмент должен благозвучно сочетаться со вторым в голосе, который вступил вторым, и с третьим в голосе, который начал композицию. Это новая композиторская задача: гармонически синхронизировать в каждый момент звучания точки «разновременных» линий. Способы ее решения и составляют сложную техническую систему полифонии строгого стиля
21
.
* * *
XVII век
:

«Le nuovo musiche» озаглавил Джулио Каччини (ок. 1550-1618), один из отцов
оперы,
сборник вокальных сочинений (1601), давший имя столетию. Каччини, а также Якобо Пери (1561 – 1633), другие члены Флорентийской камераты (основана в 1580 г.) противопоставили хоровой полифонии
строгого письма сольную
монодию –
мелодию с сопровождением. Звуковысотное пространство функционально дифференцировалось. Вверху расположилась главная линия, внизу – подчиненный ей аккордовый пласт, который опирался на так называемый генерал-бас. Аккорды служили краской, подсвечивающей мелодический «пафос» (например, мажорное трезвучие выражало твердость, энергию, минорное – мягкость, пассивность). Такая дифференциация ткани свидетельствовала о новом образе мира, в котором крупным планом выделена индивидуальность (мелодия). Время из объективной вечности превращается в процесс движения. Эмансипация музыкального времени от символики вечности ставит перед композиторами проблему начала и конца сочинения. Требуется функциональная субординация аккордов: способных начинать и заканчивать сочинение и знаменующих движение от начала к концу (бас, носитель функции аккорда, действительно становится
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *