=159=
если бы в образованной среде королевских дворов, замков и монастырей XIV века не были обязательны версификаторские упражнения.
* * *
XVI век
:
полифония строгого стиля
через 100 лет после ее первого расцвета наконец объявлена «новой музыкой» в трактате Джозеффо Царлино «Le institutione harmonicae» (1588). Первым ее творцом стал нидерландский мастер Гильом Дюфаи (1400-1474). Плеяда мастеров строгого стиля: Жиль Беншуа (ок. 1400-1460), Йоханнес Окегем (1425-1497),Якоб Обрехт (1450? – 1505), Жоскен Депре (1440 – 1524), Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525 – 1594), Орландо ди Лассо (ок. 1532-1594) – творцы грандиозных месс, главного жанра эпохи. Мадригалы и офферториумы князя Карло Джезуальдо ди Веноза (ок.1560-1613) – друга поэта Торквато Тассо, композитора-новатора, писавшего уже больше аккордами, чем самостоятельными мелодическими линиями, при этом еще не знавшего тональности (поэтому аккорды следуют друг за другом у него на современный слух очень причудливо, с яркими «венецианскими» эффектами света-тени), и мессы Уильяма Бёрда (1544-1623) завершили эпоху строгого письма.
Новизна строгой полифонии состояла в избавлении от терпкой витиеватости голосоведения и ритмики Ars Nova – ради непосредственной слуховой очевидности единства сочинения. В строгом письме правила контрапункта дополнились нормами
имитации.
Имитация – это проведение в разных голосах от различных высотных и временных позиций одной и той же мелодии-темы (чаще только ее начального мотивного зерна). В такой технике движение становится метафорой пребывания в едином смысловом времени-пространстве. Принадлежность темы к григорианскому хоралу заставляет понять единство,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *