=158=
калейдоскопа не вываливались за рамку сочинения, – специальная задача: оселок композиторского мастерства.
Что же послужило импульсом техники, в которой музыкальное время обрело разноколейность и, соразмеряемое с самим
собой, ушло от соразмерения с вечностью? В органуме времен Перотина нет никаких причин для подобных следствий. И вообще дело не в музыке как таковой.
Органумы Ars antiqua писались на прозаические тексты. Поэтический текст (сначала – только в виде духовных стихов) проникал тогда только в концертный жанр кондукта. Кондукт – это органум без литургического тенора, без неметризованно – » вечной» линии. В нем есть только «танцующие» голоса.
Так случилось, что композиторы, осуществившие революцию Ars nova, были еще и поэтами, на латыни сочинявшими духовные стихи, а на народных языках – куртуазные
19
. Причем те и другие – одинаковыми размерами. В версификации не существовало смыслового неравноправия размеров, качественного различия между дву – и трехсложностью стоп; и вообще дело было не в метре, а в строфике; стих был совершенным не тогда, когда имел трехдольную стопу, а когда мастерски воплощал одну из твердых строфических форм. Индифферентность поэтического метра к различию латинского и вульгарного, духовного и светского, художественно рафинированного и примитивного трансформировалась в музыкальную идею равноправия совершенных и несовершенных мензур и пролаций, а значит – и в возможность их сочетания. «Разноколейность» времени в композиции Ars Nova коренится в стихотворческой практике, то есть на периферии композиторской деятельности, притом такой периферии, которой могло бы и не
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *