=155= выстраивались в модусы – их последовательности. Модусов всего шесть: 1 – (лонга – бревис) х 2; 2 – (бревис – лонга) х 2; 3 – лонга+бревис – лонга; 4 – бревис – лонга+лонга; 5 – (лонга + лонга) х 2; 6 – (бревис + бревис + бревис) х 2. При этом лонга + бревис всегда равнялись трем (в стопе, в которой одна лонга, как в третьем, четвертом и пятом модусах, она также равняется трем). Обязательность трехдольного (позднее названного «совершенным», в отличие от «несовершенного» – двудольного) деления в модальной ритмике имела символические основания. Органумы Перотина ввели в музыку идею измеряемого времени. Время в них – делимое целое. Делится целое только на такие доли, которые отвечают смыслу времени как целого. Смысл же этот задан догматами единобожия и Троицы. Время, которое благодаря Перотину Великому вошло в европейскую композицию, не было количественным, измеряемым в часах и минутах, но качественным, измеряемым в ценностях. Однако ценность доли времени диктуется уже не отдельными словами (как в самом григорианском хорале или в мелизматическом органуме), а метатекстом веры. Каково, однако, происхождение столь значимой новации? Как ни удивительно для церковного жанра – из танцевальной музыки 17 . Перотин возвел на музыкальный амвон низовое искусство менестрелей задолго до того, как Фома Аквинский смягчил традиционную позицию патристики в отношении увеселений: «Среди всех вещей, для утешения пригодных, можно назвать несколько пристойных ремесел, например, менестрелей, устраивающих людям потеху. Ремесло менестрелей само по себе не предосудительно, если только заниматься им в меру, то есть без непозволительных<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *