=152= ограниченного художественными пристрастиями, как еще у И.Н. Форкеля, который верил, что «музыка растет от поколения к поколению», но утверждал, что после Баха наступает ее упадок) 13 до шпенглерианских схем расцвета и упадка отдельных национальных школ и композиторских эпох 14 ; от представления об истории как о маятнике с расширяющейся амплитудой 15 до учения о последовательности стадий мирового развития музыки, соответствующих экономическим формациям 16 . История музыки обретает реальную необратимость-непрерывность тогда и постольку, когда и поскольку она осознана как непрерывная и необратимая. Композиторы с готовностью «поверили» историкам: быть звеном предполагаемой всемирно-исторической необходимости – это ведь как знак почета, а заодно и алиби для любого творческого произвола. История музыки в XIX-XX веках в самом деле стала непрерывной. Но до этого поворота… * * * Ниже предлагается календарь нового в европейской композиции. Всякое нововведение можно объяснить предшествующим накоплением тенденций, а еще лучше – «духом времени», вбирающим в себя любые конкретные тенденции. И это всегда будет внушительнее, чем искать нового на «пустом» месте, где оно оказывается какой-то мелкой, унизительной случайностью, из которой извлечены непропорционально крупные последствия. Однако факты позволяют заключить: новое до 1910 г. (условная дата начала «истинно современной» музыки) не росло из корня предшествующих находок. Оно прививалось к историческому стволу черенками эстетической провинции или низовой культуры, где жило себе незамеченным испокон<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *