=149= категорий объясняли музыку в разные века. В трактатах XVI-XVII веков ключевым значением обладает соотношение прикладных функций музыки и композиторской техники. В конце XVII-XVIII веке во главе систематики – предмет музыкального изображения (страдания Христа в пасхальных ораториях, условные жанровые сценки в придворной музыке, «характеры» в опере и симфонии). Историки XIX-XX веков исходят из структуры произведений, а в 19бО-е годы произведения воспринимаются как документальные свидетельства о самодвижении композиторской техники 9 . «Вряд ли непрерывная процессуальность является необходимым условием исторического описания. Скорее следует присоединиться к 3. Кракауэру и Г.Р. Яуссу, считающим, что ориентация историков на непрерывность связана с романтической тенденцией, с техникой повествования в квазиисторических романах Вальтера Скотта» 10 . Какого бы происхождения ни были эволюционные или инволюционные прямые – романического или социально-утопического, они трудно согласуются с фактами. Например, микрохроматика, выглядящая в схемах развития музыкального мышления как последнее достижение европейского прогресса, испокон веку была известна в Индии или Японии, да еще в массе вариантов (звукоряды строились не только из четверть – , но и третьтонов и из других микроделений тона)… Тут можно возразить: фактов всегда больше, чем нужно, и потому приходится выбирать одни, оставляя без внимания другие. Это неоспоримо. И можно было бы до бесконечности пикироваться фактами, если бы не два простых вопроса. * * * Первый вопрос – логический: как примирить историческое «прямосознание» с категорией<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *