=148=
афазией), и «стадиальным» фонематическим репертуаром различных языков. Узким гласным всегда предшествуют широкие; оппозиция гласных «а-и» первична; языки, не имеющие множества гласных, более просты и архаичны; степень зрелости языка измеряется количеством и составом фонем…
В современном музыкознании утвердилась следующая схема:
экмелика (нечленораздельное интонирование, в котором не выделены стабильные звуковысоты) – лады типа «тон-опевание» – пентатоника (пятиступенные лады без полутоновых шагов) – диатоника (семиступенные тональные лады с двумя полутонами) – хроматика (12-ступенный полутоновый лад) – микрохроматика (24-ступенный четвертьтоновый лад). «Эволюция лада в целом показывает поступательное развитие музыкального сознания от форм элементарных к высокоорганизованным, проявляющееся в увеличении охватываемого ладом звукового объема и подразумевающее необходимую для этого роста внутреннюю реорганизацию»
5
.
Р. Якобсон практически то же думает об эволюции языков: она идет по стезе увеличения числа элементов и усложнения связей между ними. Только после стадии «экмелики» (нечленораздельного лепета) у него вначале выделяется не один звук (с прилежащими к нему), но два контрастных, гласный и согласный
6
.
* * *
Кажется, первым и едва ли не единственным, кто усомнился в аксиоме необратимости-непрерывности музыкального развития, был Карл Дальхауз
7
. Единство исторического процесса означает единство субъекта этого процесса. Но как раз его-то в музыке и нет
8
. Смен субъекта развития наблюдается немало. Их можно заметить в том, через призму каких
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *