=14=
радикальными новаторами, но не меняли технических принципов (иногда просто не успевали), через десятилетие-два попадали в категорию либо классиков, либо академистов, либо даже «мусора современников».
Статус классики задается постоянным присутствием произведений в концертном репертуаре, а также литературой о музыке, предназначенной внецеховому читателю. Академизм – это признание в профессиональной среде, когда композиторское наследие служит ориентиром, но сравнительно редко выходит к широкой аудитории.
Из модернистов, заявивших о себе в первой половине века, концертный репертуар выделил в качестве классиков Александра Скрябина (1871 – 1915), Игоря Стравинского (1882-1971), Сергея Прокофьева (1891 – 1953), Дмитрия Шостаковича (1906-1975). Реже исполняются, но окружены почтением пишущих о музыке Карл Орф (1895-1982), Бела Барток (1881 – 1945), Арнольд Шенберг (1864-1951), Альбан Берг (1885-1935), Антон фон Веберн (1883-1945), Оливье Мессиан (1908-1991).
Другие довоенные авангардисты – Пауль Хиндемит (1895-1963), Бенджамин Бриттен (1913-1976), Артюр Онеггер (1892-1955), Золтан Кодай (1882-1967), Николай Мясковский (1881 – 1950) – ныне авторитетные академисты.
Такая же кристаллизация, только ускоренная, случилась с поколением родившихся в конце 1920-е годов и в 30-е годы. Вызывавшая яростные споры в 1960-е годы музыка Альфреда Шнитке (1934-1998), Софии Губайдулиной (род. в 1931 г.) или Кшиштофа Пендерецкого (род. в 1933 г.) к 1990-м годам стала престижным реквизитом всякого уважающего себя фестиваля. Премьеры сочинений названных авторов – не просто премьеры, а мировые премьеры; приезды Пендерецкого в Россию в 90-х из просто событий вырастали в новости первой строкой.
Наследие других прежде спорных
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *