=13=
продвижения указатель «прямо, без остановки». Указатель не только для самой музыки, но и для цивилизации. Казалось,
что на партитурной бумаге решаются судьбы мира. Отсюда небывалое культурное самомнение авангардистской композиции, чистосердечно непропорциональное весьма узкому общественному к ней интересу.
* * *
Впрочем, общественный интерес или его отсутствие не есть критерий значимости музыкальных поисков. В 1878 году Рихард Вагнер писал: «Каждый оперный режиссер хотя бы раз в жизни занимался переделкой "Дон Жуана" в духе времени, тогда как всякий рассудительный человек должен был бы сказать себе: не "Дон Жуана" нужно сообразовывать с нашей эпохой, а нам самим – меняться, чтобы прийти в согласие с творением Моцарта!»
5
Дело новой музыки – обозначить предвидимое
Иное.
Парадокс состоит в том, что для предвидимого
Иного
не хватило очевидных (воплощенных в обновленной технике)
«иначе».
История проглотила собственные футуромодели. В 1970-е годы неожиданно возникает
Иное Иного,
отказавшееся от исторической проективности.
Моцарт тут остается в стороне. Хотя его творчество и размещается в том культурном пространстве, в котором развернулась гонка за ожидаемым
Иным,
художественный мир автора «Дон Жуана» о власти истории, власти над историей или о свободе от истории еще ничего не знал. Проблему породил XIX век.
* * *
Необходимость опережать самое себя (не говоря уже об окружающем) привела к двойному эффекту: быстрой смене систем сочинения и быстрому их эстетическому и историческому исчерпанию. Те композиторы, которые начинали радикальными
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *