=122= драматургии и широкая трактовка материала музыки, когда не только звук, но и шум (а с ним – и необычные на концертном подиуме предметы и движения музыкантов) включаются в произведение. Впрочем, хепенинг – это авангардистский лубок, простое искусство, граничащее с назидательностью, с одной стороны, и с развлекательностью – с другой. Когда в «Театральной пьесе № 3» Джона Кейджа (1963) после краткого эпизода «нормального» музицирования чередой идут абсурдистские трюки исполнителей, то публика с задних радов привстает, чтоб получше рассмотреть. А когда исполнитель на ударных с утрированными ухватками стюарда разносит публике конфеты, то тем более весело. При этом шумовое и сценическое начала нарочито конфликтуют с музыкальным, и это почти назидание: нечего, мол, самозабвенно млеть от благоприличных условностей традиционного концерта… Травестия концертного пиетета – общая тема хепенингов. «Звук для пяти исполнителей Маурисио Кагеля (1968). Пьеса начинается в духе обычного концертного музицирования. Однако вскоре исполнители уже не столько играют на инструментах, сколько жестикулируют, используя инструменты, отчего те издают случайные шумы и как бы превращаются в новые предметы – полумузыкальные-полубытовые. Наконец к делу подключаются шумелки и гремучки, излюбленные дадаистами начала века, – объемы, заполненные гвоздями, камешками и проч. Музыковед Д. Шнебель, отзываясь на премьеру, впал, по новизне тогдашней ситуации, в некоторую печаль: мол, композитор сочинил «траурную музыку, в которой акустические сумерки освещены усмешкой» 5 . Позднейшие хепенинги в траурном ключе уже не воспринимаются, остается<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *