=120= или домашней пьесе для одного инструмента (в виде террасного перепада громкости при повторе частей), – создать иллюзию нескольких пространственных планов, тогда как слушатель видит единственный. Время может исчезать в пространстве, но и пространство – во времени. Последнее типично для симфонических кульминаций. Оркестр разделен на инструментальные группы; их рассадкой (и соответствующими жестами дирижера) очерчена топография сцены. Но в моменты кульминаций, когда оркестр становится монолитной силой, звучит движение без внешних координат, от абсолютной причины к абсолютному следствию. Слушатель, находящийся в зале, видит подиум, расцвеченный здесь – благородным лаком виолончелей, там – медью труб, а слышит не привязанную ни к чему зримому телеологичную устремленность музыки. До XX века отношения зримого и слышимого в музыке, как правило, не сочинялись. Ревизия традиционного понятия музыки, которая началась в XX веке, заострила внимание композиторов к неприметному, «само собой разумеющемуся», в их искусстве. Проблемой стало и соотношение видимого пространства исполнения и слышимого времени сочинения. Появилась пространственная музыка 4 , появился инструментальный театр. * * * Инструментальный театр – это театр без литературы. В нем инструменталист или певец играют самих себя, а не перевоплощаются в неких внемузыкальных персонажей. Роли исполнителей в инструментальном театре отталкиваются от того, на каких инструментах, как и что они играют. Ведь тесситура, тембр и штрих фатально семантичны. На секунду представьте себе хана Кончака, поющего фальцетом, – дело, возможное только<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *