=11=
опус-музыке в неподстрочном примечании «Четыре музыки»). Но в отечественных условиях сдвиг этот оказался, пожалуй, наиболее отчетливым (может быть, на фоне наших 60-х, из засасывающе-конъюнктурной эстетики которых трудно было выбраться без резких усилий).
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. КОГДА ЗАКОНЧИЛСЯ XIX ВЕК
Ян Сибелиус
(1865-1957) или Сергей Рахманинов (1873-1943), Александр Гречанинов (1864-1956) или Александр Глазунов (1865-1936), помню, удивляли последними датами в биографических справках. На слух, в котором образ современной музыки формировали 1970-е годы, они казались авторами незапамятной эпохи, не знавшей телефона, иприта и борьбы двух систем.
Композитор и музыковед Филип Гершкович, полуподпольно учительствовавший в Москве в 1950 – 1980-х годах
1
, накрыл одной шуткой сразу две цели: «Родион Щедрин – это Кабалевский XX века». Если вычесть саркастическую оценку творчества обоих композиторов
2
, в остатке получится представление, еще и теперь типичное для профессионального музыкального сознания: есть «истинно современное» творчество, а есть «мусор современников». Невозможность причислить к последней категории наследие Рахманинова или Сибелиуса как раз и заставляла бессознательно относить время жизни этих композиторов в архивное прошлое.
* * *
«Истинно современная» музыка понимала себя как историю, а историю – как становление целевых альтернатив настоящему, как сплошное движение в будущее. Для систематического предвосхищения будущего была избрана стратегия акустической очевидности: регулярные реформы композиторской техники. На технику композиторского письма легла ответственность уже не
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *