=51=
выбранное соотношение звучаний. Для усвоения же музыки памятью это средство оказывается надежнейшим. Виды повторений крайне разнообразны: от буквального и точного воспроизведения данного соотношения до контрастного сопоставления двух или нескольких моментов музыки, в которых на основе одного и того же материала вырастают трудно различимые в отношении их пер-восходства звукообразования. Тем самым уничтожается монотонность буквального повторения, а самый принцип повторения превращается в стимул к развитию музыки из одной тематической предпосылки. Восприятие тогда устанавливает не буквальную общность, а сходство отдельных элементов, связующих отдельные проявления тождественного в своей первооснове материала. Это можно наблюдать в высших формах вариаций, где музыка, вытекая из одного первоистока, в своем развитии подает руку музыке, формованной по принципу контрастности, (сонатное аллегро). Такова, например, последняя часть Героической симфонии Бетховена, где путь вариационного и вариантного развития материала не уступает по размаху своему и напряжению контрастной тематической разработке I части.
  Разнообразие видов повторяющегося движения тождественного материала не позволяет пока классифицировать все подобного рода формообразования. Ограничусь указанием только на наиболее «ходкие» виды. Два естественных подразделения выступают сами собою. Это — точное и неточное повторение музыки в отношении ее продолжительности, в отношении привнесения орнаментации, а также в отношении повторности движения тех же элементов, но в обратном порядке или в отражении, в обращении
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *