=37=
«момент» звучания.
  Изучение эволюции музыкальных форм обнаруживает, что постепенное «удлинение» музыкального движения (увеличение продолжительности) шло крайне многообразными путями и доставалось нелегко. Если отдельные особо одаренные люди опережали свое время и фиксировали формы значительно больших размеров в сравнении с предшествовавшей эпохой, то окружающая их среда, класс, их воспитавший, далеко не сразу усваивали достигнутое. Примеров — сколько угодно. Известно, как поразили воображение современников гигантские размеры «Э ройки» Бетховена и как «отстало» реагировал на эту симфонию другой одареннейший композитор той же эпохи — Вебер. Надо сказать, что если класс, вызвавший новые завоевания в музыке, долго не в состоянии их усвоить в лице своих представителей, то другие классы или социальные группировки совсем проходят мимо вершин музыкальной культуры первенствующего класса, и их музыкальное сознание эволюционирует своим путем, раздвигая круг усвоенных и привычных их среде интонаций.
  Итак, эволюция музыкальных форм в Европе от первых опытов многоголосия (IX—XIII вв.) до колоссальных размеров романтических симфоний (Брукнер, Малер) и опер (Вагнер) есть в некотором отношении процесс раздвижения границ музыки и расширения границ движения — процесс, тесно связанный с практикой усвоения и обусловленный эволюцией слухового восприятия, а значит, базирующийся на непременных его свойствах (запоминание путем сравнения и различения тождественных и контрастных звукосопряжений).
  В самых общих чертах стадии этого процесса могут быть уже наблюдаемы благодаря
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *