=368=
культуры спорят два взаимно несовместимых явления, также содействуя внутримузыкальному «кризису интонаций». Музыка не существует вне процесса интонирования. Создавая музыку, композитор интонирует внутри себя или импровизируя за фортепиано. Слушатель интонирует «на память», напевая или наигрывая то, что оставило впечатление. И, конечно, по самой сущности своей деятельности, всецело интонационной, исполнитель в интонировании осуществляет музыку: отсюда и вырастает сугубая важность стилей исполнения. Но исполнительская культура имеет два «ответвления»: или она сотворческая композиторству, или она механически репродуцирует по создавшимся нормам техники нотную запись. Между этими гранями множество оттенков, и все же основных разрядов исполнителей два: одни слушают и понимают музыку
  внутренним слухом, интонируя ее в себе до воспроизведения, т. е. до того, как они ее слушают извне: из-под пальцев своих или в оркестре; другие изучают произведение глазами, анализируя его конструкцию, и слышат только тогда, когда оно звучит в голосах или инструментах. Одни знают наперед, что услышат, другие всегда гадают. Особенно все это показательно в области дирижерского искусства. Дирижер, интонирующий новую для него партитуру до оркестровой репетиции, — явление творческое, вернее сотворческое композиторству. И он, конечно, владеет в полной мере исполняемым произведением как организмом. Чаще всего у дирижеров этой высокой культуры оркестр дышит: слушатель ощущает музыку как проявление органической жизни. Не в формальных предписанных crescendo дело, а в том, что произведение исполняется,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *