=36= изменчивыми. Один и тот же фактор в одну эпоху может быть революционно-интонационным («выразитель новых чувствований»), а в другую — мертвым, задерживающим развитие музыки, лишенным выразительности приемом. Например, совершенный каданс в эпоху своего формирования был фактором прогрессивным, а для Вагнера в «Тристане» наоборот, преодоление традиционно замыкаемого и ограничиваемого кадансом «классического» периода являлось движущей силой: иначе, как через это противоречие, ему невозможно было бы оформить тот интенсивно текучий поток звучаний с постоянным переключением привычных тональных аккордовых функций в непривычные — ту непрерывную или «бесконечную» мелодию, которая служила выражением экзальтированной, утонченной индивидуалистической эротики той эпохи.
Значит, с одной стороны, в процессе оформления выступают элементы тождественные, составляющие базу или вехи запоминания музыки, с другой — элементы контрастирующие. Схема сопротивляется движению. Движение же в музыке создается только из противопоставления интонациям, воспринимаемым как опорные, интонаций, их смещающих.* При указанной диалектичности процесса музыкального оформления он ощущается всегда как состояние неустойчивого равновесия: ни один
момент интонирования, в сущности, не оценивается как самодовлеющий, а всегда как стадия перехода в последующий. Даже опорные пункты требуют этого перехода, и, чтобы сдвинуть с места, скажем, какой-либо отправной устойчивый^ звучащий «момент», необходимо противопоставить ему другой «момент»<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *