=35= а остальной массе тональное чувство в этой своей форме осталось бы чуждым,— ни музыка Баха, ни Бетховена, ни кого бы то ни было социально не существовала бы или была бы не той, какой ее знало и знает человечество.
Итак, если музыкальная форма есть процесс обнаружения музыки в закономерном сопряжении интонируемых элементов,
то можно сказать и обратно, что обнаружение музыки происходит через процесс оформления звучащего материала (мне думается, что допустимо и понятие звучащего вещества). Этот процесс представляет собою творческую (т. е. наличие момента изобретения) организацию звукосочетаний на основе социально испытанных принципов — принципов, в свою очередь выросших из социального опыта усвоения или из навыков восприятия музыкальных явлений. Из ранее сказанного об этих навыках вытекает «двуликость» процесса формообразования в музыке или одновременное сосуществование в нем двух тенденций: тенденции к кристаллизации (к обнаружению сходных интонаций, сходных и параллельных конструктивных вех, например кадансов) и тенденции ко все более интенсивному ощущению состояния неустойчивого равновесия, т. е. к разрушению тождественных и повторных моментов путем внедрения непривычных, неожиданных, прихотливых интонаций и путем разбивания или раздви-жения конструктивных норм. В дальнейших стадиях это переходит в борьбу актуальных, стимулирующих движение факторов с традиционными композиционными схемами. Актуальный возбуждающий и продолжающий движение (а следовательно, удлиняющий форму) фактор — величина отнюдь не постоянная. В музыке все измеряется соотношениями, всегда<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *