=34=
отбором и усвоением трудились многие поколения. Так, профессионалам-музыкантам теперь кажется, что приемы перехода из одной тональной сферы в другую, соотношения тоники и доминанты, соединение трезвучий и тому подобные легко пользуемые приемы всегда существовали, а не вырабатывались в течение долгого времени в итоге громадных усилий и опытов («борьба интонаций за существование»).
  Без «гимнастики запоминания» нет прогресса восприятия музыки и нет эволюции музыкальной культуры. А запоминание немыслимо без деятельности сравнения, различения и выделения звукосочетаний в процессе их чередования. Иначе говоря, восприятие вторично организует организованное (композитором) движение. Это может происходить только в силу того, что самое строительство музыки, организация звукодвижения или — что то же самое — обнаружение музыки в закономерном сопряжении интонируемых элементов (музыкальная форма) совершается согласно условиям возможностей восприятия по навыкам (они в ряде повторений становятся обязательными факторами усвоения); которые выработались в силу социальной необходимости. Все более и более интенсивная эволюция музыкальных форм и их усложнение и укрупнение стали возможными в Европе только тогда, когда коллективное сознание шаг за шагом выковывало и усваивало в интонационном опыте веков рациональнейшее соотношение звукоэлементов, из которых очень постепенно выработалась наша современная темперированная система. Если бы предположить, что процесс происходил наоборот и что лишь особо одаренные в музыке люди усвоили бы соотношения 12 семиступенных гамм мажора,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *